К основному контенту

[Перевод] Imagine Dragons - Warriors

WARNING: Перед переводом, как обычно, стена бесполезного текста.

Вся наша жизнь - лишь нескончаемая череда последствий. Последствий наших поступков, последствий наших действий или бездействий, последствий принятых решений и совершённых выборов. Каждая мелочь, кажущаяся незначительной, приводит к лавинообразному эффекту и, в итоге, порождает последствия.
Абсолютно каждая мелочь. Выбор понравившейся музыкальной группы в детстве, выбор основного хобби, выбор "остаться в городе детства или ехать поступать в Москву", выбор "уйти с первой работы сразу после истечения срока обязательной отработки или остаться ещё на год", выбор стола при переезде в новый офис...


Знал ли я, записываясь на курсы по программированию в 5м классе, что в итоге это приведёт меня к переводу песни, вынесенной в заглавие поста? Конечно, нет. Но сейчас, оглядываясь назад, я отчётливо вижу точки бифуркации, точки выбора, точки принятия решений.
Именно там, на курсах программирования, я впервые увидел игру Warcraft2. Я до сих пор помню тот двор, ту неприметную дверь и узкую крутую лестницу внутри. И клаустрофобическое помещение на чердаке с низкими потолками, в котором была касса, куда я относил деньги.
Позже, когда, наконец, компьютер завёлся и дома, я на накопленные деньги пошёл и купил первый диск с игрой. У меня был выбор - и я выбрал Warcraft2. А мог бы выбрать Carmageddon, я точно помню, что долго стоял и принимал это непростое решение. Наверное, я даже смогу сейчас вспомнить тот магазин, находившийся в другом районе города, в который можно было добраться лишь через мост над Волгой.
Потом - по наклонной. Warcraft3, Starcraft, Diablo - и я, барахтаясь, лишь сильнее застревал в сетях Blizzard.
И вот, внезапная новость, всколыхнувшая моё сердце - Близзы собираются делать MMORPG по миру Варкрафта. Разумеется, я понятия не имел, как это будет выглядеть, и в моих фантазиях это рисовалось как "быть одним из тех орков-батраков, которые добывают лес и строят Цитадель" либо "быть одним из тех троллей-топорометателей". Реальность оказалось другой...

Шли годы. Закончив те курсы программирования, я пошёл на более крутые, при ТвГУ. Там же, чтоб два раза не ходить, записался на курсы английского языка. Ещё один мимолётный выбор, оказавший значительное влияние на мою последующую жизнь.
И, несмотря на то, что английский я не любил и старательно прогуливал, кое-какие знания в мою голову всё же отложились. И я с маниакальным упорством начал применять их на практике - переводить песни. Не зная ни идиоматических выражений, ни фразеологизмов. Переводил "как Промт". Но даже такого уровня было достаточно, чтобы удостовериться в том, что американская попса ещё глупее и бессмысленнее нашей.
Университетские годы... Молодые и красивые преподавательницы английского языка пробудили во мне интерес к изучению. Настолько, что я даже записался на второе высшее "Переводчик", не отрываясь от получения первого высшего. Хотя, по большому счёту, импульсивное решение "А не записаться ли мне туда?" было принято из-за одной девушки. Но... Я выбирал день, когда пойду и подам заявление. И последствия моего выбора были таковы, что я опоздал и вынужден пойти на семестр позже. Зато без помех стал краснодипломным переводчиком. Ну, почти без помех. (Я там вообще был единственным парнем на 10-15 девушек, так что я был вынужден быть Победителем, Героем, Альфа-Самцом и т.д., в данном случае - отличником, балагуром, джентельменом. Тяжко было, но результат того стоил. Особенно - смотреть на лица одногруппников, когда к одному из главных ботаников, непричёсанному, неопрятному, подпархивает стайка длинноногих брюнеток с юрфака "Олег, приветик!". Да и заведённые знакомства - до сих пор поддерживаем общение).
Для оттачивания своих навыков англовладения я вспомнил, как в детстве переводил песни, и решил возобновить эту практику. Благо, ассортимент у меня был огромный - HIM, Nightwish, Evanescence. И как-то так даже втянулся в этот процесс, стал получать от этого удовольствие... Вырисовывается первый кусок мозаики.

Потом - я случайно попал в браузерную игру "Эстелад". Почему я выбрал именно её? Уже и не упомню. Но выбор был сделан - и у него были последствия. Во-первых, дома появился безлимитный интернет. Во-вторых, когда игра стала "уже не торт", знакомая по этому миру предложила мне на выбор два новых: World of Warcraft и LineAgeII.
С Варкрафтом тогда не получилось - огромное количество разных версий и патчей, в которых я никак не мог разобраться. Так что я поселился в мире Адена. Ах, сколько всего там происходило... Но всё хорошее рано или поздно заканчивается - и я ушёл искать себе новое пристанище. Тут-то я и вспомнил про World of Warcraft. В конце концов я принял непростой выбор - и ушёл на официальный сервер. Официально продал душу Blizzard. Дальнейшие шаги просты и очевидны - я играл стабильно и ответственно, я всегда подавал заявки на альфа\бета-тестирования их игр... И вот - второй кусок - мне пришло приглашение на альфатест Heroes of the Storm.

А история Heroes of the Storm неразрывно связана с такими порождениями игровой индустрии, как DotA и League of Legends. А тут как раз в этом году чемпионат мира по лиге. И к нему была записана песня. Песня на английском языке...



Все эти ~15 лет я принимал решения, делал выбор - и вот результат. Я перевожу песню "Imagine Dragons - Warriors".

Сначала, как водится, оригинальный текст.

As a child, you would wait and watch from far away.
But you always knew that you'd be the one
To work while they all play.
And you, you lay, awake at night and scheme
Of all the things that you would change, 
But it was just a dream! 

Here we are, don't turn away now, 
We are the warriors that built this town.

Here we are, don't turn away now, 
We are the warriors that built this town. 
From Dust.

The time will come, when you'll have to rise
Above the best, and prove yourself, 
Your spirit never dies! 
Farewell, I've gone, to take my throne above,
Don't weep for me, 'cause this will be
The labor of my love

Here we are, don't turn away now, 
We are the warriors that built this town.

Here we are, don't turn away now, 
We are the warriors that built this town. 
From Dust.

Теперь дословный подстрочник:

В детстве ты стоял в стороне и смотрел,
Но всегда знал, что только ты
Будешь работать там, где другие играют. Тут как раз имеется в виду, что лирический герой песни превратил "забаву" в тяжкий профессиональный оплачиваемый труд.
И ты лежал бессонными ночами, планируя,
Что ты изменишь и переделаешь,
Но это было лишь мечтой! Где-то в интернете встречал мнение, что эти строчки означают продумывание билда шмоток и умений. С другой стороны, в доте многие изменения персонажей инициированны именно самими игроками, грамотно и подробно расписавшими, что не так и что нужно поменять.

А вот и мы, не отворачивайся,
Это мы - те воители, что построили этот город. Немного бахвальства, но, всё же, разумно - именно все те чемпионы, зарабатывающие миллионы, вдохновляют молодёжь на усердие и трудолюбие. И я сейчас не только про компьютерные игры. В "нормальных человеческих" фаллометриях видах спорта та же фигня.
Из пыли. Ну, в принципе, да. Построили из ничего, из пустоты. Всего лишь одна карта для популярной игры Warcraft3 породила несколько всемирноизвестных и миллионы никому не известных игр такого же жанра, породила чемпионаты и чемпионов, породила свою культуру, свой социум, свой мир.

Настанет время, когда тебе придётся подняться
Над лучшими, и доказать себе, 
Что твой дух не сломить! Ну да, ну да. Как в человеческом спорте - победи лучших из лучших, не сдавайся, превознемогай и всё такое. Обязательно под музыку Eye of the Tiger. Тыщь, ты-ты-тыщь, ты-ты-тыщь...
Прощай, я ухожу на свой трон,
Не оплакивай меня,
Ведь это работа моей любви. Наверное, будет лучше "пьедестал", а не "трон". Хотя... "Всегда должен быть Чемпион, на Троне Чемпиона в Шлеме Чемпиона"...
"Не оплакивай" - об этом прекрасно спето в песне "Геймер" - "В твоих глазах я часто замечаю грусть, но, так и знай, в твою реальность я не вернусь".
"Работа моей любви" - по-русски это будет "работы мечты".

Ну-с, поехали.

Из-за плеча смотрел на старших,
Как крипов фармят, рачат мид,
Мечтал ты этим заниматься
Не в час потехи, но всю жизнь.
Для незнакомых с реалиями таких игр (я сам всего пару раз играл в Доту, но с темой знаком):
Крипы - слабые существа, управляемые компьютером, а не игроками. За их убийство дают опыт и золото. Некоторые игроки, вместо того, чтобы помогать союзникам убивать врагов, самозабвенно наколачивают опыт и золото на слабых беззащитных крипах.
Мид - классически, главное здание одной команды и главное здание другой команды соединяются через всю карту тремя проходами - верхний, средний и нижний. Как правило, игроки, не имеющие никакого понятия о тактике, тупо идут по средней (мид) линии и там устраивают бессмысленные бои, не приносящие никакой пользы команде. Таких игроков называют раками\крабами. И другими, намного более неприличными словами.

И, конечно, вплетена пословица "Делу время, потехе час".

Во снах ты строил убер-билды,
Про баги грамотно писал
И побеждал на всех турнирах...
Но снова школу просыпал.
Билд - в играх такого жанра, порядок изучения умений по мере получения опыта и новых уровней. Также, в Доте, порядок сбора предметов (типа "Броня из кожи с жопы дракона, +5 к защите от огня") для наиболее эффективного развития.
Баги - в играх такого жанра что-то типа "Если встать под третьим деревом на миде и использовать такую-то волшебную палочку, пока тебя кусают вражеские крипы, виндовс вылетает с синим экраном смерти".

Ну да-да, глупые стереотипы, клише, и всё такое. Дотер-школьник. Банально и несмешно. Но правда, лол.

Припев:
Узри же нас, смотри, "нормальный",
Мы породили этот мир
Из грязи, школоты и мата -
И вот уже World Cup турнир.
Опять про школьников, извините. Ну а про мат - это уже классика жанра. Именно Дота, как игра, в которой своих случайных союзников и противников ты видишь первый и последний раз, и за счёт интернет-анонимности, культивировала такое явление, как безудержный школо-мат. Именно там, вместо приветствия, вместо прощания, вместо вообще любых обсуждений тактики, в чате висят лишь сообщения о том, кто чью маму в кино водил. Вплоть до того, что, если ты не поздоровался с союзниками оскорблением их матерей, на тебя будут косо смотреть "Странный он какой-то, давайте его кикнем".
И вот из этого мракобесия - Чемпионат, Кубок Мира...

Придёт твой миг - и ты на сцене,
И кубок в дрогнувших руках.
По чьим учился ты реплеям,
Повержены тобою в прах.
Реплей - запись игры другого игрока. Используются для изучения тактик и приёмов профессионалов, для повышения собственного уровня и т.д. Совсем как в "нормальных человеческих" видах спорта.

А я иду на пьедестал свой,
И не шепчи мне вслед "задрот" -
Я побеждаю чемпионов,
А ты - лишь офисный планктон.
Ну, как-то да. Громче всего кричат "задрот, человек без смысла жизни, без нормальных увлечений" именно те, у кого, как раз-таки, нет ни смысла жизни, ни нормальных увлечений, ни, хотя бы, работы, приносящей удовольствие. Бесполезный офисный планктон, который можно заменить несколькими сотнями строк программного кода, не имеющий никаких увлечений и целей в жизни, кроме пьянства и просмотра телевизора. И эти люди запрещают нам ковыряться в носу играть?
Футакимбыть!

И собираем всё воедино:

Из-за плеча смотрел на старших,
Как крипов фармят, рачат мид,
Мечтал ты этим заниматься
Не в час потехи, но всю жизнь
Во снах ты строил убер-билды,
Про баги грамотно писал
И побеждал на всех турнирах...
Но снова школу просыпал.

Узри же нас, смотри, "нормальный",
Мы породили этот мир
Из грязи, школоты и мата -
И вот уже World Cup турнир.

Придёт твой миг - и ты на сцене,
И кубок в дрогнувших руках.
По чьим учился ты реплеям,
Повержены тобою в прах.
А я иду на пьедестал свой,
И не шепчи мне вслед "задрот" -
Я побеждаю чемпионов,
А ты - лишь офисный планктон.

З.Ы. Для полюбивших эту песню, но не умеющих зациклить воспроизведение на ютубе - вот вам 10-часовове видео. Наслаждайтесь.

Комментарии

  1. "Будешь работать там, где другие играют.

    Тут как раз имеется в виду, что лирический герой песни превратил "забаву" в тяжкий профессиональный оплачиваемый труд."

    Другая точка зрения:
    Герой будет тяжелым трудом пробиваться там, где другие проходят играючи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И всё же, я считаю, что тут именно то, что, пока остальные тупо играют в своё удовольствие, он посвятил этому жизнь, натёр трудовые мозоли на мышке, заработал сколиоз, близорукость, туннельный синдром, но стал профессионалом. И теперь мелькает на чемпионатах, рекламируя мышки\клавиатуры, вызывая визг корейских фанаток доты и дотеров.

      Удалить

Отправить комментарий